25 ноября 2009 •

Слышали поговорку: «Легче перепрыгнуть, чем обойти»? Так пренебрежительно отзываются о людях тучного телосложения. Но то же самое можно сказать и про новую Toyota IQ. Ведь этот автомобиль в ширину больше, чем в высоту.

Toyota IQ. Ума палатка

Toyota IQ. Ума палатка

Слышали поговорку: «Легче перепрыгнуть, чем обойти»? Так пренебрежительно отзываются о людях тучного телосложения. Но то же самое можно сказать и про новую Toyota IQ. Ведь этот автомобиль в ширину больше, чем в высоту.

Машина выглядит очень странно. Настолько, насколько вообще необычным может быть автомобиль. Да и автомобиль ли это? Издалека IQ легко принять за гипертрофированную собачью будку, футуристичного дизайна ларек мороженщика или даже игрушечную карету скорой помощи. Причем, ключевое слово здесь — «игрушечную». А как ещё относиться к автомобильчику длиной меньше трех метров? Из современных четырехколесных транспортных средств скромнее длина только у Smart ForTwo. При этом, как ни странно, в модельном ряду Toyota IQ — далеко не самый доступный автомобиль. Да-да, наш малыш не так дешев, как может показаться с первого взгляда. И чтобы разобраться в этом парадоксе, нам придется ответить на вопрос: «Зачем вообще создан Toyota IQ?».

Неведома зверушка

В самом деле, если роль недорого городского автомобильчика, так сказать, вступительного билета в мир Toyota, в европейской модельной гамме японской фирмы исполняет Aygo (японский брат-близнец хорошо нам знакомого Peugeot 107), а модный и удобный Yaris легко и непринужденно сражается с лучшими немецкими и французскими моделями класса супермини, то с кем должен соперничать IQ? С тем же Smart ForTwo? Но его доля на рынке слишком мала, чтобы беспокоить маркетологов крупнейшей автомобильной компании мира. На самом деле планы японцев куда амбициозней. Специально для европейской тесноты они создали новый подвид городского автомобиля — маленький, но прекрасно оснащенный. Причем Toyota планирует реализовывать по 100 000 этих крохотулечек в год. Продавцам Smart такие тиражи и не снились!

Перед инженерами компании поставили, на первый взгляд, абсолютно невыполнимую задачу: при габаритах, А-класса IQ по динамике не должен уступать моделям сегмента B, а по уровню безопасности и простора в салоне обязан играть в одной лиге с машинами «гольф-класса»!.. Но не будем загадывать, вдруг японцам и впрямь удалось небывальщину сделать реальностью…

То, чего не может быть

Оглядывая этого японского щеночка — на сходство с милой собачкой натолкнули вздернутый носик фирменной эмблемы и добродушные глазки-фары, — я не могу удержаться от прилива нежности. Он такой милый, в самом деле! И, кстати, совсем не кажется хлипким, забитым или вообще маленьким, что, учитывая габаритную длину в 2 м 99 см, довольно странно. Солидности IQ добавляют широкий и увесистый передний бампер, развитые колесные арки и массивные задние стойки крыши. Нет, это не обиженный Богом чихуахуа или пекинес, а, скорее, бойцовый пес, только ещё совсем щеночек. Кажется, пройдет время, Toyota IQ подрастет и превратится если и не в Land Cruiser 200, то, по крайней мере, в RAV4.


Но мы отвлеклись. Несмотря на все очарование, я не готов поверить, что мне удастся расположиться внутри этой коробчонки без членовредительства.
Распахиваю дверь IQ. Поди ж ты, однако… На первый взгляд, сиденья выглядят полноценно взрослыми. Но то спереди. Тот же Smart при длине в 2 м 70 см предлагает два вполне удобных кресла. Фокус в том, что заднего ряда в ForTwo нет как такового, а у IQ он имеется. Более того, именно туда я и попробую забраться.

А что, вроде получается… Спинка водительского кресла сильно наклоняется вперед, и я протискиваюсь на диван. Нет, вернее, на диванчик. Как ни странно, здесь можно жить. Да, крыша слегка нависает, но голова не упирается в потолок. Ногу на ногу, конечно, не закинешь, но и колени не превратились в распорки между диваном и спинками переднего кресла. А по ширине IQ и вовсе кажется полноценным автомобилем! И откуда что берется?!

Разум говорит: «На лестничной клетке нельзя обустроить футбольное поле!». Тогда как же крохотуле IQ удается быть четырехместным? О, это невероятно интересно! В конструкции самой маленькой Toyota столько уникальных решений, инноваций и свежих идей, что, будь на свете Нобелевская премия за достижения в автомобилестроении, она точно ушла бы в Токио.

Шедевр салонной компоновки

Тут не знаешь, с чего и начать. Можно, например, с ультратонких сидений. Обратите внимание: толщина спинки, как минимум, вдвое меньше, чем у традиционных моделей. Асимметричный подход к компоновке салона выразился в отсутствии привычного перчаточного ящика. Вместо него в IQ изящный плоский то ли портфель, то ли папка, закрепленная на передней панели на липучках. Вместительность и удобство такого девайса, пожалуй, спорные, зато удалось выкроить ещё несколько драгоценных миллиметров для ног переднего пассажира.


В погоне за вместительностью «гольф-класса» инженеры Toyota не только уменьшали размер привычных вещей, но и переосмысливали их расположение. Скажем, вентилятор печки и кондиционера обычно инсталлируется в правой нижней части салона, точнее, в ногах правого пассажира. В IQ он перебрался наверх, где никому не мешает. Другие уникальные особенности автомобиля, скрытые от глаз — это плоский бензобак, расположенный под сиденьем водителя, рулевая рейка особой конструкции и дифференциал коробки передач, вынесенный за переднюю ось.

Со своей задачей японцы справились: IQ, безусловно, — самый просторный автомобиль мира в своей весовой категории. Рядом с ним и достойных конкурентов-то не видно. На фоне этого достижения проще простить малышу отсутствие багажника. Нет, формально он, конечно, есть. Но учтите, что минимальный объем «трюма» Toyota составляет 32 литра. Три ведра воды! Это много, когда поднимаешь их по лестнице на 12-й этаж, но в отношении багажника эти цифры — настоящий смех. В узкую, как бойница долговременной огневой точки, щель между задней дверью и спинкой дивана не поместится даже дамская сумочка. Максимум — плоский кейс-дипломат. Правда, спинки заднего ряда можно сложить одним движением, и, назло всем скептикам, отправиться за покупками. Если не в IKEA, то в «Ашан», как минимум.

Интерьер IQ не только продуман и просчитан с космической точностью, он ещё и выглядит весьма привлекательно. По заявлениям самих создателей, их музой стала морская флора и фауна. И в самом деле, включив фантазию, в нехитром нагромождении необычных линий и форм салона можно увидеть ракушки, морские звезды и даже профиль электрического ската. Красиво и качественно. Сиденья радуют эффектным коричневым кожзамом, а пластиковые панели — фактурной поверхностью, напоминающей более дорогие модели. Из машин высших классов перекочевала сюда и кнопка запуска двигателя. Все как у «больших».


Ехать можно, только осторожно

Нажимаю на кнопку, и в недрах скромного капота просыпается мотор. В Европе IQ можно купить и с базовым 1,0-литровым двигателем, но к нам малыш идет только с топовой рядной «четверкой» рабочим объемом 1,3 литра и мощностью 99 л.с. Такой же силовой агрегат трудится под капотом Yaris и рестайлингового Auris, а значит, малышу снаряженной массой значительно меньше тонны его возможностей должно хватить за глаза.

И точно, IQ принимает с места очень бодро. Бесступенчатый вариатор быстро перебирает виртуальные передачи, и машинка, не успеешь оглянуться, как набирает «сотню». Казалось бы, разгон до 100 км/ч за 11,8 секунды — не бог весть какое достижение, но давно замечено: чем меньше автомобиль, тем острее ощущение скорости. Действительно, в городском потоке IQ не дает повода для грусти. Он легко уходит со светофоров, без проблем вписывается в разрывы плотного потока и позволяет обгонять без напряжения. А что он вытворяет на паркинге!!! Маленькая Toyota, кажется, может пристроиться на площади, немного превышающей большой мужской носовой платок. Одно слово — кра-со-та!

Проблемы возникают разве что психологического плана: не могу отделаться от чувства, что взгляды окружающих прикованы к моей персоне. Все-таки обросшая щетиной физиономия не слишком вяжется с карамельной внешностью IQ. Примерно так же, думаю, выглядел бы Владимир Турчинский с розовой сумочкой в руках и пекинесом на поводке. Не «ахтунг», конечно, но близко.

Впрочем, в дорожных повадках IQ есть и объективные недостатки. Благодаря жестковатой подвеске и крупным 16-дюймовым колесам машина неплохо слушается руля на скорости до 120 км/ч. Но стоит выехать на шоссе, и кажется, будто порывы бокового ветра играют с Toyota, как с игрушкой. Да и в поворотах ультракороткая колесная база призывает быть предельно осторожным. Ведь занос при столь скромных габаритах может начаться очень резко, а «поймать» его, напротив, трудно. Не успеешь ахнуть, как корма обгонит носовую часть… Впрочем, именно поэтому система динамической стабилизации входит в базовое оснащение IQ. Здесь электроника всегда на страже.

 

На всякий случай самая маленькая Toyota весьма добротно оснащена. Поверите или нет, но в этом малыше 9 подушек безопасности. Один из эйр-бэгов без преувеличения уникальный. Для защиты задних пассажиров японцы разработали первые в мире затылочные подушки безопасности.

Наш и не наш

Вообще IQ, в некотором смысле, — очень русский автомобиль: его создатели сначала придумывали себе проблемы, а затем героически их решали. Не это ли исконно русская черта характера? Вот и Toyota при микроскопических размерах радует просторным салоном; короткая колесная база, виновная в резком срыве в занос, компенсируется стандартной системой динамической стабилизации, а 9 подушек безопасности и 5 звезд от EuroNCAP должны убедить самых прожженных скептиков в том, что IQ можно доверить здоровье себя-любимого, родных и близких. Здорово, как будто!

Смущает одно — прайс-лист. Ведь IQ предлагается в России в единственной и очень богатой комплектации, но даже это обстоятельство едва ли может оправдать ценник в 777 777 рублей. Он посильнее «Фауста» Гете будет! Скажем, новый Avensis, автомобиль на три класса выше, с 1,8-литровым мотором мощностью 147 л.с. и в весьма приличной комплектации Comfort plus стоит на 16 000 рублей дешевле. Интересно, как в Toyota решат эту проблему?

Дмитрий Анатольев

Технические характеристики Toyota IQ 1,3 Multidrive

Длина, мм 2990
Ширина, мм 1680
Высота, мм 1500
Колесная база, мм 2000
Снаряженная масса, кг 855
Раб. объем двигателя, см³ 1329
Макс. Мощность, л.с.
99/6000
Макс. крутящий момент, Нм
125/4400
Макс. Скорость, км/ч 180
Время разгона (0-100 км/ч) с 11,8
Средний расход (л)
4,8
Цена, руб. 777 777

Источник – AUTOMANIA.RU

Источник: automaniaru