Toyota iQ.
11 марта 2010
На тест-драйве Авто.Ленты оказалась самая маленькая Тойота - микролитражка iQ. Оказалось, что на компактном автомобиле из Японии можно не только комфортно передвигаться по городу, но и тренировать пространственное воображение, пытаясь представить себе, сколько усилий было потрачено на то чтобы впихнуть трехместный салон в автомбиль с двухметровой колесной базой.
Ай-стоппер
С чем сравнить микролитражку Toyota iQ? С чем вообще можно сравнить машину, чтобы аналогия нашла отклик у любого россиянина? Может быть с типовой жилплощадью? Почему бы и нет - ведь большинство наших граждан-горожан живут в серийных многоэтажках.
Это просто: например, для малолитражек можно легко провести параллель с "однушками". В этом случае модели класса "лоу-кост" и "эконом" - это "хрущевки", а компактные машины подороже, с опциями, которые чаще встречаются на "старшеклассниках" – однокомнатные квартиры в панельных кооперативных домах или в новостройках повышенной комфортности.
Дальше по аналогии: гольф-класс - двухкомнатные квартиры, семейные седаны – "трешки", минивэны – многокомнатные квартиры, микроавтобусы – коммуналки, а трамваи, троллейбусы и автобусы с метро и электричками – конечно, "общаги".
но на этих "квадратах" размещаются как минимум три человека
Для экзотики в этой классификации тоже есть место. Например, премиальные лимузины и штучные спорткары сами напрашиваются на сравнение с дорогими частными коттеджами из ближайшего пригорода, а советские автомобильные раритеты вроде "ушастого" "Запорожца" или "Москвича-401" можно приравнять к "развалюхам", которые чудом уцелели в черте города.
А как же "Ай-Кью"? Он не вписывается ни в советскую, ни в постсоветскую типовую жилплощадь, да и на индивидуальный проект российского архитектора не тянет - слишком скромно. Зато для этого автомобиля есть яркий "компактный" образ на стыке двух культур – микролитражка напоминает мичуринский гибрид между "совковой" квартирой гостиничного типа и номером-"синглом" в одной из суперсовременных гостиниц токийского района небоскребов Синдзюку. От первой японской микролитражке досталось ощущение хоть и маленького, но, все же, собственного пространства, а от второго – творческий подход к планировке, современный "ремонт" и гаджеты.
Без иллюзий
Общая площадь "Ай-кью" - пять квадратных метров (2985 миллиметров в длину на 1680 миллиметров в ширину), жилая – 2,2 "квадрата" (салон iQ: 1435 миллиметров в длину и 1515 миллиметров в ширину). Это в шесть раз меньше, чем полагалось человеку по советскому жилищному кодексу. Но в автомобилестроении действуют другие стандарты, особенно, когда машину проектируют инженеры Toyota: у них на двух "квадратах" могут разместиться три взрослых человека (два спереди и один сзади), плюс, на месте за водителем, – ребенок, домашний питомец или сумка. По крайней мере, так утверждает пресс-релиз.
И действительно: справа в iQ удобно и переднему, и заднему пассажиру – чтобы освободить место японские конструкторы "удалили" из передней панели перчаточный ящик. А вот за водителем "под метр девяносто" не сможет усесться даже дошкольник, так как полностью отодвинутое назад переднее кресло упирается в нижнюю подушку заднего дивана. Поэтому насчет ребенка пиарщики "Тойоты" погорячились - это место подойдет только для небольшой собаки, кошки или пары пакетов из супермаркета.
Минус - научится пользоваться музыкальной системой с помощью всего одного крохотного джойстика на руле методом "тыка" практически невозможно - без инструкции не обойтись.
Но все равно, усилия, которые приложили японцы для того, чтобы у трехметрового "Ай-Кью" был полноценный трехместный салон, заслуживают уважения. Чего стоит хотя бы асимметричная передняя панель, ради которой пришлось не только отказаться от перчаточного ящика, но и придумать новую схему прокладки воздуховодов климат-контроля и жгутов электропроводки. Вдобавок инженеры "Тойоты" сделали для iQ уникальный блок климатической установки, который на 20 процентов компактнее, чем у "одноклассников".
Все по-взрослому
Естественно, место в салоне пришлось экономить не только за счет оптимизации интерьера - Toyota iQ почти целиком соткана из необычных технических идей и решений, которые редко встретишь на компактных автомобилях. А если и встретишь, то не в таких количествах. Например, рулевая рейка у "Ай-Кью" приподнята по высоте, поэтому коробка передач и двигатель фактически находятся под ней.
А саму коробку передач японцы развернули дифференциалом вперед, благодаря чему переднюю ось удалось подвинуть еще на несколько сантиметров ближе к переднему бамперу. Здесь же стоит упомянуть плоский бензобак толщиной 120 миллиметров (половина листа формата А4), расположенный под передним левым сиденьем.
В результате, даже несмотря на крошечную - двухметровую колесную базу, iQ производит впечатление просторного автомобиля. А если на водительском месте не оглядываться назад, то возникает ощущение, что за спиной находится полноценный салон пятидверного хэтчбека.
На эту иллюзию работают не только пространственные "ноу-хау": конструкторы "Тойоты" "поиграли" и с габаритами iQ. Например, у микролитражки достаточно высокий потолок (1500 миллиметров). К тому же "Ай-кью" широкий – он всего на два миллиметра уже "старшеклассника" Volkswagen Polo (1682 миллиметра). Салон кажется просторным еще и из-за лобового стекла, которое благодаря вынесенным чуть ли не за переднюю ось стойкам воспринимается громадным.
Правда, за отказ от привычных пропорций пришлось расплачиваться несколько утилитарным обликом - красивым трехметровый кузов-коробочку назвать сложно. К тому же, у микролитражки "взрослые" литые диски с размерностью 175/60R16, которые несмотря очевидные эстетические достоинства не добавляют облику "Ай-кью" гармонии из-за своих внушительных размеров.
Стучат колеса
Большие и тяжелые колеса являются еще и главной причиной всех неудобств при езде на iQ. Потряхивание и громкие стуки под днищем – обычное дело при преодолении даже таких относительно небольших препятствий, как мостовые стыки или глубоко утопленные в асфальт канализационные люки. Источником этого "аккомпанемента" служат большие неподрессоренные массы, а также непосредственная близость этих масс к водителю. По сути, он сидит почти над задней осью, и при этом его пятки находятся всего в нескольких сантиметрах от левой передней колесной арки.
В третьих, у японской микролитражки солидный список электронных систем активной безопасности, который включает в себя и ABS, и систему стабилизации, и антипробуксовочную систему. Причем, высокий уровень безопасности iQ подтверждены и краш-тестами: на испытаниях EuroNCAP хэтчбек заработал пять звезд.
В остальном особых претензий к поведению "Ай-Кью" на дороге нет (конечно, с учетом оговорок, касающихся короткой базы и высокого центра тяжести этого автомобиля). Наоборот, iQ может доставить своему владельцу много радостных мгновений на извилистой загородной трассе. Да и в городском потоке небольшая масса, жесткая подвеска и информативное рулевое управление провоцируют водителя на "подвиги".
К тому же, 100-сильная бензиновая "четверка" объемом 1,3 литра и вариатор с шестью "виртуальными" передачами азартно разгоняют микролитражку на городских скоростях. Но вот на крейсерских скоростях "Ай-Кью" ускоряется уже с трудом. Да и по паспортным данным микролитражке до спортивных рекордов далеко – разгон до "сотни" занимает больше 11 секунд.
Другие двигатели и варианты трансмиссии у "Ай-Кью" есть, но не в России. У нас трехместный (по факту) автомобиль без багажника предлагается только в одной - топовой - комплектации и, похоже, позиционируется как экзотика пополам с премиумом. Иначе объяснить цену, по которой предлагается этот автомобиль отечественным покупателям, нельзя – за 777 тысяч 777 рублей сейчас можно купить европейский хэтчбек гольф-класса в хорошей комплектации.
В качестве опции для "Ай-Кью" можно заказать один из восьми наборов наклеек на кузов, которые специально для "Тойоты" нарисовали восемь российских дизайн-бюро. Например, наша тестовая микролитражка в боевой раскраске от Mainstreamers. А полный каталог "татуировок" для iQ можно посмотреть здесь.
С одной стороны - обидно. Ведь в Европе эта микролитражка доступна еще с двумя моторами: с бензиновым трехцилиндровым объемом 1 литр и мощностью 70 "лошадей", и с 90-сильным дизелем объемом 1,4 литра. Плюс, покупатели могут выбирать из шестиступенчатой "механики" и более простого вариатора с пятью виртуальными передачами. Со слабыми двигателями и "механикой" "Ай-Кью" был бы ощутимо дешевле, да и экономичнее – на нашем тесте топовый 100-сильный агрегат при агрессивной езде по городу расходовал около 9 литров бензина на "сотню".
С другой стороны, хорошо, что в Россию маркетологи "Тойоты" решили привезти топовый агрегат объемом 1,3 литра – с 70-сильным мотором от японской микролитражки было бы гораздо меньше положительных эмоций.
Элитная движимость
Квадратный метр в "Ай-Кью" пока стоит дешевле, чем в элитных московских квартирах, однако премиальные (или околопремиальные) микролитражки в России пока не самый выгодный объект для инвестиций – расходы на содержание компактного автомобиля не сильно отличаются от стоимости владения полноразмерным седаном или кроссовером. К тому же, габариты автомобиля даже во многих крупных российских городах пока еще не играют критической роли при поиске места для парковки. Все-таки, у нас обеспеченность населения легковым транспортом (Москва, скорее, исключение) пока в несколько раз меньше, чем в той же Западной Европе. Именно поэтому Россия и считается лишь "перспективным рынком" по мнению большинства глобальных автопроизводителей.
К тому же, из-за полного отсутствия багажника практичность покупки такого автомобиля стремиться к нулю, а следовательно молодым семейным автомобилистам и автомобилисткам, которым хочется приобрести компактный и выделяющийся из потока автомобиль, решится на такую покупку будет сложно. Поэтому в качестве первой и единственной машины "Ай-Кью" вряд ли будут покупать.
Toyota iQ производит впечатление автомобиля штучного производства
Выходит, что потенциальных покупателей у "Ай-Кью" в России не так уж и много. В лучшем случае, японская микролитражка станет вторым или третьим автомобилем в обеспеченной семье. В Москве такие машины можно было бы закупать для прокатных контор в расчете на европейцев, которые привыкли к компактным автомобилям у себя дома.
На худой конец японской микролитражке подойдет роль промо-автомобиля, обклеенного пестрой рекламой какого-нибудь энергетического напитка. Подобные машины в маркетинге называют "ай-стоппер" - с английского языка это выражение можно перевести, как "приманка для глаз". А значит, на российском рынке интеллектуальный потенциал, вложенный в создание этого автомобиля с говорящим именем iQ, в ближайшее время вряд ли будет востребован. Авто.Лента
Технические характеристики Toyota iQ
Длина, мм | 2985 |
Ширина, мм | 1680 |
Высота, мм | 1500 |
Колесная база, мм | 2000 |
Снаряженная масса, кг | 1030 |
Объем двигателя, см3 | 1329 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 98/6000 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 123/4400 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 11,6 |
Максимальная скорость, километров в час | 170 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 5,1 |
Источник: АвтоЛента