11 февраля 2008 •

Toyota Land Cruiser — это парадокс. Автомобиль, которому уже почти стукнул «десяток», с каждым новым годом в России лишь ставил новые рекорды продаж. Его обожают все — бандиты, силовики, депутаты и блондинки. Он — непререкаемый авторитет. А когда появилась официальная информация о новом, 200-м поколении, вышеуказанная публика и вовсе лишилась сна.

Я стал свидетелем. Никого не интересовала цена — все пытались любыми способами получить машину из салона первыми. Вечерами они упоённо разглядывали фирменные фотографии, считали часы и минуты до заветного дня — старта официальных продаж. Пытались воспользоваться моим журналистским положением (оказывается, в таких ситуациях оно покруче депутатского) и просили посодействовать в процессе «доставания». А как фанатики обеспокоились, когда узнали, что я лечу на испанский остров Фуэртевентура, на первый тест новинки! Бедные люди! Почему и чем их так «вставляет» Land Cruiser?!
Высадившись в аэропорту Фуэртевентура, я ощутил себя нелепо и неловко. В тёплом чёрном свитере, ботинках и джинсах, с курткой на плече, убитый долгим перелётом. Навстречу расслабленно шли люди в шортах и пёстрых футболках, а один отмороженный сёрфингист с доской на плече и вовсе шлёпал босиком… Красота! Солёный океанический воздух, плюс 24 по Цельсию, ясное небо. Жаль, что на тест отвели всего три дня.
Первая встреча с Land Cruiser 200 случилась на вечерней пресс-конференции. Я несколько минут ходил вокруг постамента с машиной. Нет, всё-таки дизайнеры Toyota, создавая новые автомобили, преследуют отнюдь не эстетические цели. Да, сначала новый имидж показался спорным. Особенно не вдохновила задняя часть. Низко расположенная перемычка между фарами утяжеляет автомобиль, да и форма фонарей вызывает вопросы. Но зато Land Cruiser сияет уверенностью. Смотришь на него — и где-то на подкорке записывается, что уж этот точно не подведёт. Прям не дизайнеры, а психологи! И хотя «двухсотый» только на шесть сантиметров длиннее предшественника, насколько же он крупнее! На третий день я привык к простым поверхностям Vibrant Clarity (звенящей ясности!) и по-другому начал смотреть на автомобиль. Признал в нём полноценное прочтение традиций Land Cruiser!
В салоне шаг вперёд налицо. Фактура передней панели лучше, а пластик «под дерево» выглядит «деревяннее», чем у предшественника. Да и покрашенные «серебрянкой» поверхности центральной консоли действительно уже чем-то напоминают полированный металл. Об имитирующих карбон вставках «сотка» наверняка не слышала. В центре композиции — «тач-скрин» с хорошей графикой. На месте традиционные для Toyota и Lexus простецкие электронные часики в верхней части «бороды» (японский фетиш?). Машина плотно упакована опциями: четырёхзонный «климат», восемь электрорегулировок передних кресел, складной третий ряд сидений, люк… Внутри стало просторнее. Например, я со своими 190 см легко забрался на галёрку третьего ряда и без ущерба там обосновался. В общем, если не считать спорного «дерева», «металла» и «карбона», придраться внутри решительно не к чему.
В салоне есть всё что нужно. Причём в «базе»! Качество сборки на высоте, на бездорожье — никаких посторонних звуков.
К эргономике и обзорности вопросов нет. Зеркала — размером с хорошую сковородку, оптитронные приборы отлично читаются, а навигация по системам автомобиля посредством монитора понятна и безо всяких инструкций. Передний пассажир должен радоваться — у него не только много места, но и целых три «ручки» на случай бездорожья: чтобы не получить черепно-мозговую травму при преодолении жуткого офф-роуда. Интересно, часто ли им занимаются российские покупатели Land Cruiser?
Вариант с бежевой кожей самый предпочтительный с эстетической точки зрения. Чёрный выглядит мрачно, а серый — уныло.
Салон трансформируется легко, и так же раскладывается обратно. Правда, если автомобиль грязный, придётся причудливо изгибаться, дабы не задеть кромку откидного бортика, либо… взбираться на него коленями.
Фуэртевентура имеет вулканическое происхождение, его поверхность камениста, минимум растительности. По «грунтовке» Land Cruiser летит стрелой. Здесь он — в своей стихии. Под колёсами — ямы, а в салоне — бесподобный комфорт. Ты смело жмёшь на газ, зная, что подвеска молча проглотит любые кочки и ухабы, и чувствуешь, что вот она — свобода.
Первый пункт назначения — плато на побережье, сложный спуск к берегу. На обычной машине, чтобы спуститься, пришлось бы попотеть, но у Land Cruiser появилась система Crawl Control — если можно так выразиться, «внедорожный круиз-контроль». Когда она включена, машина сама двигается вперёд на скорости 1, 2 или 5 км/ч, электроника дозирует тягу и где надо притормаживает колёса. Мне остаётся только рулить. Инструктор на спуске даёт разрешительный сигнал, и я направляю капот в сторону стремительно бегущей вниз колеи. Сейчас включена пониженная передача, заблокирован межосевой дифференциал. Скорость для начала ставлю на минимум — 1 км/ч.
Инструктор смело направляет машину вверх, не стесняясь задевать препятствия бамперами. Этот автомобиль оснащён подвеской с изменяемым просветом, которой не будет на «российских» версиях.
Отпускаю педаль тормоза, и Cruiser, треща тормозами, начинает сползать вниз. В первые мгновения доверия к электронике нет, так и хочется самому придавить педаль тормоза. Но компьютер справляется, делает всё своевременно, и к середине спуска уже начинаю немного скучать. Надо было ставить скорость выше! А теперь предстоит взобраться вверх. Я сжимаю руль, машина медленно, но верно ползёт, в лобовом стекле — лишь голубое небо. Под колёсами вместо грунта периодически оказываются громадные булыжники, но для «круизёра» это не проблема. Жаль, что система Crawl Control доступна лишь для машин с бензиновым мотором. Как объяснили японцы, с дизелем её пока подружить не удалось — она работает на очень низких оборотах, а дважды турбированный дизель страдает нехваткой тяги в этом диапазоне.
Впрочем, не только Crawl Control, но и блокировку дифференциала, и понижающий ряд в трансмиссии нужно благодарить за потрясающие внедорожные качества автомобиля. Огромные ходы подвесок и угол скрещивания осей тоже лишними не бывают.
В Toyota пошли путём Land Rover и снабдили свою новинку системой управляемых стабилизаторов KDSS. На шоссе они работают в обычном режиме и борются с кренами, а на бездорожье полностью отключаются. В арсенале автомобиля есть ещё и подвеска 4 WAHC & AVS (с регулируемыми амортизаторами), которая умеет менять дорожный просвет. Но на российских машинах вы её не найдете. Опцию приберегли для более статусного Lexus LX 570.
Многим владельцам Land Cruiser 200 и невдомёк, что может исполнить их «железный конь» на бездорожье!
Тем временем дорога стала сложнее, а коварные острые камни чуть ли не сами бросались под колёса. И первые же метры нового отрезка обернулись проколом. Мой напарник переехал одного из них насмерть (для боковины покрышки). К счастью, подоспевшая «скорая помощь» организаторов быстро разобралась с этой проблемой.
Ближе к пяти вечера мы поднялись на одну из самых высоких точек острова, откуда открывался потрясающий вид — несколько уровней горных гряд, изгибающаяся линия горизонта, голубой океан. Крыша мира!
На обратном пути напарник «наказал» ещё одно колесо. Я не стал дожидаться приезда «спасателей» и нырнул в машину к коллегам. Уселся сзади и в качестве пассажира проследовал до отеля. Дорога привела к асфальтовому серпантину, а ребята, менявшие друг друга за рулём, оказались первосортными лихачами. Страшно не было, но мысль о десяти подушках безопасности в базе грела душу. И если бы не коллеги, постоянно испытывавшие на прочность мой вестибулярный аппарат, то сзади сидеть было бы просто отлично: места предостаточно, спинка регулируется по наклону, есть подогрев, раздельный климат-контроль и всё что нужно для пассажирского счастья.
Помимо скал, на острове, как ни странно, есть красивейшие песчаные территории с видом на океан. И в песке Land Cruiser оказался столь же невозмутим. Важно не терять скорость и давить на акселератор, когда чувствуешь, что машина «зарывается». На песке я проверил работу умной ABS: тойотовцы научили её распознавать тип покрытия и работать по оптимальному алгоритму. Электроника, оценив обороты двигателя, проскальзывание колёс при ускорении и скорость движения, выбирает нужную программу торможения. Работает! Момент блокировки колёс длится гораздо дольше, а тормозной путь сокращается. По возвращении в Москву я тестировал ABS на снежном и ледовом покрытии. Каждый раз электроника выбирала свой алгоритм: на льду — короткие проскальзывания, а на снегу, как и на песке, — более длинные. Информативность привода тормозов хорошая, но при резком торможении на сухом асфальте машина клюет носом и требует небольшой коррекции рулём.
Из предложенных цветов больше всего понравился золотистый. В нём большой внедорожник смотрится особенно импозантно.
Завершал тестовую программу на острове марш-бросок по шоссе. С бензиновым V8 — Land Cruiser вполне динамичный автомобиль. 180 км/ч набирает быстро и уверенно. А вот пятиступенчатый «автомат» за мотором поспевает не всегда.
На Фуэртевентуре — великолепные асфальтовые дороги. Ни в одной другой стране я не видел покрытия идеальнее и со столь чёткой разметкой. Бензиновая версия несётся по ней не шелохнувшись, а неподрессоренных масс словно нет. Но где у нас найти такие дороги? Поэтому по прилёту в Москву меня ждала ещё одна встреча с Land Cruiser — на этот раз дизельным.
Начало теста дизельной версии совпало с небольшими морозами. Утром я завёл автомобиль, сразу задействовал режим «силового» прогрева, поставил «печку» в режим auto и включил «термоядерный» режим подогрева кресел. После чего минут десять махал щёткой на улице, сбивая с огромного кузова снег. Сел в салон и удивился — холодно! Прошло ещё несколько минут, прежде чем внутри потеплело. Да, это вам не Фуэртевентура!..
Зато дизельный мотор интереснее бензинового. Даже в дефорсированной на 50 л.с. по сравнению с Европой российской спецификации — с пониженным давлением в топливной рампе и нормами Евро-3. Тянет — будь здоров, стрелка тахометра бодро летит к ограничителю. Да и «автомат» тут шестиступенчатый и куда более «скорострельный» — работает расторопнее и логичнее, чем пятиступенчатый «брат» с бензинового «круизёра».
На шоссе Land Cruiser — очень комфортабельный автомобиль с хорошей курсовой устойчивостью и весьма недурственной для рамного внедорожника управляемостью.
Дизель динамичнее на цифрах и по ощущениям. На секунду быстрее в разгоне до «сотни» и на 10 км/ч превосходит оппонента по «максималке». А если учесть расход топлива (примерно 18 л на 100 км в смешанном цикле против 23 у бензиновой версии), то выбор становится очевидным…
Внешне более дорогая версия не отличается от бензиновой, а на слух мотор, употребляющий топливо с цетановым числом, лишь немного шумнее только на холостых оборотах. Раскручиваясь, D-4D вместе с выхлопной системой создают вполне бензиновый баритон.
После серии заездов по городу и области я ещё раз отметил выдающуюся плавность хода нового Land Cruiser. Кстати, с неподрессоренными массами на большой скорости подвеска справляется очень хорошо что в России, что на Канарских островах. А если поехать быстро, атаковать повороты? Крены, конечно, ощутимы. Однако руль при этом снабжён хорошей обратной связью, и чувства рассогласования между водителем и автомобилем не возникает. В повороте приходится иногда подлавливать траекторию, а при движении по неровной дороге «успокаивать» тормозами вертикальные ускорения большого кузова. Садясь за руль «двухсотого», надо делать скидку на массу, центр тяжести, рамную конструкцию и высокопрофильные шины. И тогда удовольствие за рулём гарантировано. Но это не удовольствие спортсмена, это кайф любителя комфорта.
Чтобы разобраться с обновлённым полным приводом, снабжённым легендарным дифференциалом Torsen, мы выбрались в заснеженное поле. Стабилизационную VSC — долой, в повороте слегка сбрасываю скорость и в унисон с небольшим броском «кормы» добавляю тяжёлого топлива в цилиндры. На задние колёса сейчас уходит 60% тяги, и машина охотно встаёт боком. Можно поглумиться и попробовать великана в некоем подобии раллийного стиля. Но недолго — после 50 км/ч система просыпается, говоря решительное «нет» такому ребячеству.
KDSS «распустила» стабилизаторы, позволив подвеске выбрать гигантский ход. С левой стороны автомобиль почти коснулся поверхности краем бампера.
После окончания сдвоенного теста, именно в России, сидя, как на троне, за рулём «двухсотого» в пробке, я наконец всё понял. Понял тех людей, которые с безумными глазами искали себе первый в стране «кукурузер».
Целину Land Cruiser не боится, а любит. Подкупает великодушие, с которым подвеска прощает водителю ошибки в выборе дороги.
Это же так просто! Во-первых, этой машине по барабану, где она едет, — по идеальному асфальту канарского острова или по разбитым подмосковным шоссе. А во-вторых, только в нашей стране можно сполна оценить все прелести обладания таким автомобилем. Ведь покупая Land Cruiser, владелец получает не только машину с разносторонними талантами, но и огромный бонус в виде уважения со стороны всех! Он выезжает на новом «200-м» из салона и оказывается в очень вежливом транспортном потоке. Всё московское водительское хамство в момент улетучивается! Land Cruiser не только поднимает самооценку, но и делает существование на дороге безоблачным. А это дорогого стоит!
Технические характеристики
Характеристики Toyota Land Cruiser 200 4.7 VVT-i V8 4.5 D-4D V8
Кузов
Число дверей/мест 5/7
Длина, мм 4950
Ширина, мм 1970
Высота, мм 1910
Снаряжённая масса, кг 2550 2616
Полная масса, кг 3300 3300
Объём багажника, л 259/700/1267  
Двигатель
Тип Бензиновый, с распределенным впрыском Дизельный, common rail
Расположение Спереди, продольно Спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно 8, V-образно
Число клапанов 32 32
Рабочий объём, см3 4664 4461
Макс. мощность, л.с./об*мин-1 288/5400 235/3200
Макс. крутящий момент, Нм/об*мин-1 445/3400 615/1800–2200
Трансмиссия
Коробка передач Автоматическая, пятиступенчатая Автоматическая, шестиступенчатая
Привод Постоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска Независимая на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска Зависимая с тягой Панара
Передние тормоза Дисковые, вентилируемые
Задние тормоза Дисковые, вентилируемые
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 200 210
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 9,2 8,6
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 19 12
загородный цикл 11,7 9,1
смешанный цикл 14,4 10,2
Норма токсичности Евро-4 Евро-3
Ёмкость топливного бака, л 93 93
Топливо АИ-95 ДТ
Комплектация протестированного автомобиля Базовое оборудование
  • Передние противотуманные фары
  • Зеркала в цвет кузова с электроприводом и подогревом
  • Тонированные стёкла
  • Задний спойлер на крыше
  • Подножки
  • Кожаная обивка сидений
  • 8 электрорегулировок передних кресел с памятью
  • Подогрев передних и задних сидений (второй ряд)
  • Рулевая колонка с электрорегулировками
  • Кожаная отделка руля и рукоятки АКПП
  • Многофункциональный дисплей на щитке приборов
  • Сдвигающееся заднее сиденье (второй ряд) с наклонной спинкой
  • Третий ряд сидений (два сиденья)
  • Аудиосистема с DVD-чейнджером и поддержкой MP3, 9 динамиков
  • Многофункциональное рулевое колесо
  • Охлаждаемый бокс в переднем подлокотнике
  • Чип-ключ
  • Четырёхзонный автоматический климат-контроль
  • Панель управления задним отопителем
  • Круиз-контроль
  • Датчик дождя и обогреватель ветрового стекла
  • Внутреннее зеркало заднего вида с электрохромным покрытием
  • Ручная регулировка наклона фар
  • 4 электростеклоподъёмника
  • Электрический люк с дистанционным управлением
  • Системы Multi-terrain ABS, EBD и BA
  • Системы VSC и A-TRAC
  • Системы HAC и DAC (для моделей с дизельным двигателем)
  • Системы HAC и Crawl Control (для моделей с бензиновым двигателем)
  • 10 подушек безопасности
  • Система крепления детских сидений ISOFIX
  • Преднатяжители ремней безопасности
  • Иммобилайзер и противоугонная сирена
  • Двойная блокировка дверей и автоматическое запирание дверей
  • Датчик проникновения и датчик подъёма автомобиля
  • Парктроник (с видеокамерой)
  • Навигационная система, микрофон, голосовое управление, Bluetooth
Дополнительное оборудование
  • Окраска металлик — 22 500 рублей ($900)
Стоимость протестированного автомобиля
  • с бензиновым двигателем — 2 212 000 рублей ($89 260),
  • с дизельным двигателем — 2 200 000 рублей ($88 700).
Техника
История
Вы будете смеяться, но Land Cruiser — родственник Jeep. Первый в мире внедорожник Toyota был создан на базе Willys и предназначался для продажи американским войскам. Машину поначалу назвали Toyota Jeep, однако потом передумали и создали аббревиатуру BJ. Здесь B — обозначение тойотовского шестицилиндрового рядного двигателя объёмом 3,4 литра, а J — Jeep. Автомобиль был заднеприводным с подключаемыми передними колёсами. Серийное производство стартовало в 1953 году.
В 1955-м BJ подвергся модернизации, появился первый в мире Land Cruiser 20. Военный автомобиль адаптировали для гражданского использования. Мотору накинули 400 «кубиков» объёма, а его мощность на 5 «лошадей» превысила 100-сильную отметку. За всё время производства 20 серия была выпущена в нескольких типах кузова.
Land Cruiser 40 ассоциируется с 1960-ми годами. Как и предшественник, автомобиль являлся дальнейшей эволюцией шасси Willys. Со временем техника «сороковки» обросла новыми «подробностями»: понижающим рядом в трансмиссии, бензиновым (3,9 л, 125 л.с.) и двумя дизельными моторами (3,6 л, 90 л.с. и 3 л, 85 л.с.). LC 40 — автомобиль-долгожитель, он продержался на конвейере до 1984 года.
Несмотря на продолжающееся производство 40-й серии, в 1967 году появился Land Cruiser 50, очередная эволюция. Пятидверный кузов-универсал, более мягкая подвеска и доработанный салон. Моторы только бензиновые: 3,9 л (125 л.с.), 4,2 л (135 л.с.). А на мир 50-й «круизёр» всё так же взирал круглыми глазами Willys…
Качественным шагом в развитии линейки стал 1980 год. В новом LC 60 японцы усовершенствовали раму, создали новый кузов, что позволило разместить пассажиров в удобном просторном салоне. Машина комплектовалась 4-ступенчатым «автоматом», кондиционером, люком с электроприводом…
Land Cruiser 70-й серии родился в 1984 году. По сути он являлся плодом рестайлинга предыдущий модели. Но тогда слово «рестайлинг» никто не знал, и машине присвоили индекс «70». Она выпускалась как в виде пикапа, так и в качестве грузопассажирской модели.
Современную историю Land Cruiser принято вести с 80-й серии. Внешне машина уже не напоминала своих вылезших из послевоенной бедноты родственников. Появился фирменный стиль! А также полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, пружины вместо рессор. Автомобиль стал безопаснее благодаря ABS и фронтальным подушкам. В разное время на «восьмидесятку» устанавливались следующие рядные моторы.
Бензиновые: 4,2 л, 167 л.с., 4,5 л, 215 л.с.
Дизельные: атмосферный — 4,2 л, 125 л.с., турбо — 4,2 л, 170 л.с.
Land Cruiser 100 родился в 1998 году. Усовершенствованная рама, новая независимая передняя подвеска, бензиновый V8 объёмом 4,7 л (234 л.с.), турбодизель 4,2 л (205 л.с.). Машина внешне получилась настолько удачной, что даже не подвергалась рестайлингу!
За кадром

Источник: DRIVE.ru