23 августа 2008 •

Существует гипотеза, согласно которой Канарские острова – это «осколки" знаменитого мифического материка, из-за извержения вулкана погрузившегося в океанскую пучину. Если так, то премьерный тест новейшего внедорожника Toyota Land Cruiser 200 прошел не где-нибудь, а на древней земле Атлантиды.



Посмотрите на этот автомобиль. Придет ли в голову назвать его красивым? Только если вас привлекают формы борцов сумо или шкафов-купе. Безусловно, 200-й очень ладно скроен, и "тойотовские" дизайнеры явно не зря получают свои зарплаты, однако красота и, тем более, элегантность – вовсе не те качества, которые характеризуют Land Cruiser и делают его культовым. Его ценят совсем за другое. И в том числе, надо полагать, за весьма консервативный "функциональный" внешний облик. Здесь – никаких революций. "Оставайся таким как есть, оставайся самим собой," – это как раз про Land Cruiser. Радикальные изменения коснулись, пожалуй, лишь передних фар, решетки радиатора, задних фонарей и прочей "мелочи" (в сравнении с огромными габаритами машины в целом), придавшим, однако, новой модели более динамичный и современный вид.
А упомянутая функциональность ее определяется тремя основными понятиями: практичность (удивительно многоцелевой автомобиль), солидный и престижный вид (на таком не стыдно появиться в "приличном месте") и, конечно же, унаследованные от "прародителей" и затем успешно развитые выдающиеся внедорожные качества (название "Сухопутный крейсер" оправдывает с лихвой). И по этим параметрам "двухсотый" – более чем заметный шаг вперед в сравнении со своим предшественником. Вообще, писать об этом автомобиле довольно трудно после того, как в прошлом номере "МОТОРА" был опубликован отчет о тест-драйве "паралелльной" новинки – Lexus LX 570. Принципиально и по своей технической оснащенности (за исключением пневмоподвески у Lexus) это, как известно, практически один и тот же автомобиль. Разница лишь в том, что Land Cruiser 200 – автомобиль отличный, как говорится, лучше некуда, а LX 570 все же – еще лучше, а точнее – "люксовее".
Наверное, именно поэтому, в соответствии с табелью о рангах, на тест Lexus в пафосную Калифорнию было уместно отправиться нашему издателю, шефу проекта Александру Горюнову, а тест такой же по сути Toyota на чуть менее пафосных Канарских островах достался главному редактору. Вот оно, то самое классовое неравенство, которое что есть сил бичевали старик Маркс со своим другом Энгельсом и их российским коллегой Ульяновым-Лениным, да безуспешно – воз и ныне там. У одних он, этот "воз" – подороже и попрестижнее, у других – попроще и подешевле (ненамного, впрочем).
Но я не ропщу, поскольку мне все эти "брендовые" различия – вот это "премиум", а это "супер-пупер-премиум" – совершенно, как сейчас говорят, по барабану. Лишь бы человек, то есть, простите, автомобиль был хороший. А Land Cruiser очень, очень хорош – должен это признать, хоть и не люблю внедорожники как класс. Вернее – являюсь стойким противником использования таких машин для поездок по городским улицам. То ли дело – их родная стихия, бездорожье! И тут остров Фуэртевентура – этот расположенный всего в 100 км от побережья Северной Африки "осколок Атлантиды" – дает новому "землепроходчику" возможность блеснуть своими внедорожными способностями сполна. Стоит лишь свернуть с асфальтового шоссе на усеянное разновеликими камнями предгорье или на песок одного из широченных, многокилометровой длины и зачастую совершенно безлюдных пляжей (а вот песчаную пустыню пытаться бороздить все же не стоит – даже у лучших внедорожников есть пределы проходимости), и Land Cruiser возьмется за дело.
Главный его козырь, без сомнения – система CRAWL Control (только для бензиновой версии), подробно описанная, опять же, применительно к Lexus 570, в прошлом номере "МОТОРА". С интегрированными в нее АБС и системой A-TRAC и во взаимодействии с электронным акселератором она представляет собой, по сути, внедорожный круиз-контроль: включаешь ее и, лишь задавая рулем направление движения, расслабляешься, а автомобиль повинуясь всезнающему компьютеру, сам "перебирает" нужными колесами и на минимальной, черепашьей скорости (1-3-5 км/час) вскарабкивается по очень крутому (до 32º) и каменистому склону, аккуратно переваливаясь с одного валуна на другой! Прекрасно помню, каких серьезнейших усилий и сноровки требовали подобные упражнения по "автоальпинизму" лет десять назад, когда такого рода систем и в помине не было, и я, путешествуя за рулем специально подготовленного Jeep Wrangler по каньонам американских штатов Юта и Колорадо, должен был проделывать все это "вручную". Ох, и пришлось же тогда попотеть…
И вот тут самое время вспомнить, что Land Cruiser и Wrangler – дальние родственники, у них был общий "прапрадедушка" – легендарный Jeep Willis, состоявший на вооружении американских войск в период Второй мировой войны, и самый первый Land Cruiser был практически точной его копией. Вид, более-менее похожий на сегодняшний, он принял позже, когда была выпущена модель с индексом 60. Ее дальнейшим развитием стал LC 80 – и именно этой (серийной, прошедшей лишь самую необходимую подготовку) машине, помимо собственного мастерства, обязан своим успехом наш известнейший автоспортсмен Сергей Гиря – победитель множества ралли-рейдов и участник "Дакара". Ну а эту модель, в свою очередь, сменил уже всем известный и необычайно популярный в нашей стране Land Cruiser 100, которому на смену, в свою очередь, и пришел еще более совершенный 200-й.
Чего ему, пожалуй, не хватает, так это пневмоподвески, которой оснащен более "состоятельный" Lexus LX 570. Поскольку, хоть высокий клиренс и чрезвычайно короткие свесы облегчают занятия внедорожной "акробатикой", но все же постоянный скрежет и звук ударов об камни, доносящиеся снизу, подсказывают, что всему есть своя мера и что система CRAWL Control явно способна на большее, нежели позволяет кузов автомобиля.
Любители трудностей, кстати, имеют возможность отключить эту систему, но следует иметь в виду, что заветным задним дифференциалом новый Land Cruiser уже не оснащен. Однако в его внедорожном арсенале есть и другое впечатляющее вооружение. В первую очередь это штатная (!) инновационная система кинетической стабилизации подвески Kinetic Dynamic Suspension System (KDSS – своего рода "привет" схожей системе подавления кренов PDSS, которой лишь опционно оснащаются Porsche Cayenne). "Считывая" информацию о дороге под колесами, эта система соответствующим образом изменяет характеристики стабилизаторов поперечной устойчивости.
Если под колесами ровный асфальт, управляющие гидравлические цилиндры поддерживают должную жесткость стабилизаторов, что в результате обеспечивает даже не компромиссное, а 100%-ное сочетание плавности хода, отточенной управляемости и устойчивости. Когда же автомобиль отправляется бороздить бездорожье, давление в гидроцилиндрах падает, и стабилизаторы "распускаются", обеспечивая свободное срабатывание подвески в пределах ее полного хода – что, в свою очередь, обеспечивает максимальную внедорожную проходимость.
Применение новой системы стало для инженеров Toyota таблеткой от давней головной боли – "корабельной" раскачки автомобиля при скоростном движении по не вполне ровному асфальту и больших кренов при прохождении быстрых поворотов: теперь стало возможным применение стабилизаторов значительно большей толщины. А это, в свою очередь, позволило сократить передаточное число рулевого управления до значения 16,7:1, и теперь более отзывчивый руль поворачивается от упора до упора всего за 3,14 оборота.
Не только сохранена, как принципиальный элемент конструкции шасси, но и радикально усилена за счет увеличения поперечного сечения балок и использования более прочной стали рама нового внедорожника в сравнении с LC 100: теперь ее жесткость на кручение повышена в 1,4 раза, а на изгиб – в 1,2 раза. Спереди также установлен облегченный подрамник и усилены опоры пружин. Сзади торсионы тоже уступили место винтовым пружинам. В результате всех нововведений этот большой и тяжелый внедорожник управляется на шоссе значительно лучше, чем его предшественник. Я бы даже сказал, что Land Cruiser стал в большей степени "роуд-крузером" или даже "стрит-крузером": несмотря на перечисленные выше внедорожные достоинства, акцент в улучшении его ходовых качеств сместился больше в "легковую" сторону. Что ж, таково веяние времени, таковы запросы клиентуры, в том числе и российской – самой многочисленной (по Land Cruiser) в Европе, между прочим.
Но все же этот "сухопутный крейсер" пока остается настоящим внедорожником – этого качества у него не отнять. В упомянутом выше давнем путешествии по американской Стране каньонов имел место и чрезвычайно эффектный эпизод, когда, забравшись куда-то очень высоко и следуя жестам вышедшего из машины инструктора, все мы, участники пробега выстроили свои машины в одну линейку. И, лишь тоже заглушив моторы и выйдя из машин, к ужасу своему обнаружили, что передние колеса замерли всего в полуметре от края умопомрачительной, глубиной в несколько сот метров бездны! Организаторы тест-драйва LC 200 на Фуертевентуре приготовили его участникам еще более экстремальное испытание такого рода: проезд по узкому, шириной ненамного больше ширины самого автомобиля горному гребню-перешейку, где подобные бездны были уже с обеих сторон! Как думаете, стал бы кто-нибудь такое устраивать, пусть даже и под контролем опытного инструктора, если бы не было уверенности в абсолютной надежности автомобиля и его незаурядных способностях? Вряд ли.
Острову Фуэртевентура – более 20 млн. лет от роду – и его горные хребты все же относительно невысоки, потому что за такой огромный срок их попросту сгладил сильный ветер, который здесь дует практически круглый год (из-за чего именно здесь обосновался самый большой в мире виндсерфинг-центр). А потому и облака здесь не задерживаются – почти всегда ясно. И еще этот остров, даже если и не был когда-то очень давно частью Антлантиды, легендарен еще и тем, что именно его, по мнению Плутарха, великий Гомер воспел в своей поэзии под видом одного из мифических "счастливых островов", "островов блаженных". Здесь и впрямь кругом сплошное блаженство…
К чему это я? Да к тому, что хоть история Land Cruiser насчитывает всего лишь полвека, и Гомером он не воспет, но тоже давно уже честно заработал себе статус легенды, и счастлив будет его обладатель. И еще любопытная ассоциация: без малого полтора десятка лет назад у берегов Фуэртевентуры потерпел крушение бывший американский военный транспорт, после войны превращенный в трансатлантический лайнер. Следуя на буксире за тягачем (с "родным" для нас названием "Нефтегаз 67") из Греции в Таиланд для очередной реконструкции, он оторвался от буксировочных тросов, наскочил на подводные скалы и, расколовшись надвое, навсегда застыл в неглубокой воде чистейшего бирюзового цвета у отдаленного пляжа Playa de Garcey на юго-западе острова.
В отличие от него Land Cruiser 200, этот "сухопутный крейсер", тоже в своей прошлой жизни бывший американским военным транспортом, успешно прошел испытание коварным островом Фуэртевентура и уже благополучно доехал до российских дилерских салонов. Стало быть, продолжение следует.

Источник: Motorru